Содержание программы переподготовки


Общие вопросы логопедии

  • Логопедия: определение, задачи логопедии, связь логопедии с другими науками. Понятие о нарушении речи
  • Механизмы речи: строение и функционирование центрального и периферического отдела речевого аппарата
  • Этиология речевых нарушений 
  • Классификации речевых нарушений:клинико-педагогическая;психолого-педагогическая; многоосевая (Корнев А.Н.)  

Нарушения голоса (дисфония, афония)

  • Механизм голосообразования. Основные акустические характеристики голоса
  • Этиология, патогенез и классификация нарушений голоса 
  • Содержание логопедической работы по преодолению голосовых расстройств; особенности устранения различных видов дисфонии 
  • Профилактика нарушений голоса у детей и взрослых   

Дислалия

  • Дислалия: определение, этиология, симптоматика
  • Классификация дислалии на основе различных подходов  
  • Симптоматика нарушений произношения различных групп звуков: свистящих и шипящих; ротовых сонорных; заднеязычных
  • Этапы и содержание логопедической работы по коррекции дислалии

Ринолалия

  • Ринолалия: определение, этиология, патогенез
  • Классификация и симптоматика ринолалии (речевые и неречевые симптомы)
  • Диагностика ринолалии
  • Логопедическая работа по коррекции ринолалии 

Дизартрия

  • Дизартрия: определение, этиопатогенез 
  • Симптоматика дизартрии     
  • Классификация дизартрии и характеристика ее форм:бульбарной; псевдобульбарной; мозжечковой; корковой; экстрапирамидной 
  • Современные представления о стёртой дизартрии, вопросы дифференциальной диагностики
  • Этапы и содержание логопедической работы по преодолению дизартрии; особенности устранения различных форм дизартрии  

Алалия

  • Алалия: определение, этиология, концепции понимания механизма
  • Моторная (экспрессивная) алалия: критерии определения, симптоматика 
  • Сенсорная алалия: критерии определения, симптоматика 
  • Дифференциальная диагностика:моторной алалии (отграничение от задержки речевого развития, анартрии/дизартрии, нарушения речи при умственной отсталости); сенсорной алалии (отграничение от нарушения речи при патологии биологического слуха)    
  • Этапы и содержание логопедической работы по преодолению алалии  

Заикание

  • Заикание: определение, этиология (предрасполагающие и производящие факторы)
  • Симптоматика заикания: внешние (физические) и внутренние (психические) проявления. Формы заикания 
  • Комплексный метод преодоления заикания 
  • Методики коррекции заикания у дошкольников и младших школьников 
  • Методики коррекции заикания у подростков и взрослых      

Нарушение письменной речи

  • Основные категории письма: алфавит, графика, орфография. Психофизиологические механизмы процессов письма и чтения
  • Дисграфия: определение, этиология, период диагностирования.Симптоматика дисграфии. Классификация форм дислексии 
  • Этиопатогенез и симптоматика дислексии, классификация нарушений чтения на основе различных подходов 
  • Логопедическая работа по преодолению различных форм дисграфии: на фоне фонемного нераспознавания, на почве недоразвития языкового анализа и синтеза, оптической, аграмматической 
  • Логопедическая работа по преодолению дислексии: работа над технической и смысловой сторонами чтения      

Сложные нарушения речи

  • Нарушения устной и письменной речи у лиц с патологией слуха (глухих и слабослышащих) и их коррекция
  • Нарушения устной и письменной речи у лиц с патологией зрения (слепых и слабовидящих) и их коррекция 
  • Нарушения устной и письменной речи у лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью и задержкой психического развития) и их коррекция    

 Афазия

  • Афазия: определение, этиология. Симптоматика афазии: негативные и позитивные симптомы  
  • Классификация афазии и характеристика ее форм: акустико-гностической; акустико-мнестической; семантической; моторной афферентной; моторной эфферентной; динамической 
  • Принципы и методы восстановления речи при афазии 
  • Содержание логопедической работы по восстановлению речи при различных формах афазии  

Онтогенез речевой деятельности

  • Предпосылки нормального развития речи у ребёнка. Детская речь как предмет научного изучения
  • Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата. Основные механизмы устной речи 
  • Этапы нормального речевого онтогенеза. Начальная фаза речевого онтогенеза. Овладение звуковой формой слова Развитие лексики детской речи 
  • Этапы нормального речевого онтогенеза. Овладение грамматическими закономерностями языка. Онтогенетическое развитие связной речи     

Специальная педагогика

  • Специальная педагогика как современная научная специальность
  • Общие вопросы специальной педагогики   
  • Методы обучения людей со специальными потребностями 
  • Прикладные аспекты специальной педагогики  

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».